A.S.Wellas

Rus | Eng | Deu

Горячая линия +7 (495) 743-30-59
Рейтинг@Mail.ru

Рассылка "We'll be OK"

Работа с кадровым агентством

Принципы эффективного взаимодействия

Максим Винников, зам. начальника отдела подбора персонала ЗАО "Банк Русский Стандарт", г. Москва

Наша проблема заключается не в недостатке знаний, а в недостатке действий.

Марк Хетфилд

На первый взгляд, работать с кадровым агентством просто. Что тут такого? Выбираем агентство, заполняем заявку, оговариваем условия, подписываем договор. Ждем. Получаем результат. Иногда результат соответствует ожиданиям. Иногда нет.

Поиск черной кошки

Процедура подбора персонала, вне зависимости от используемых технологий, примерно одинакова. Всякий подбор начинается с описания позиции. Без более-менее четкого понимания, "кого" нужно найти, нет смысла заниматься поисками кандидата. Не тратьте время на бессмысленные поиски: уточните, напишите заново, проведите интервью с менеджером-заказчиком, но не обращайтесь к провайдеру до тех пор, пока не появится точное описание "кандидата". И не напирайте в "Описании" на малоинформативные критерии: пол, образование, возраст, формальный опыт и т.п. Эти критерии важны, но под них подходит большинство, а вам нужен только один.

Отбор по резюме

Вы уже отбирали кандидатов по резюме, верно? Аналогичным способом можно выбрать и несколько агентств. Более того, вся технология поиска и подбора кандидата, начиная с создания описания позиции, заканчивая проверкой рекомендаций финальных кандидатов, идеально работает и в ситуации подбора агентства.

Основными критериями отбора агентств на начальном этапе служат: отраслевая специализация; срок работы агентства на рынке; опыт закрытия аналогичных позиций; опыт работы с аналогичными компаниями; рекомендации клиентов, внушающих доверие.

Предложенный набор критериев - не догма, он корректируется в зависимости от позиции.

Возможно, у вас уже есть налаженные связи с агентствами, которые раньше подбирали кандидатов для вашей компании. Можно обратиться и к ним, но не факт, что агентство, с успехом закрывшее для компании, например, вакансию "торговый представитель", также легко справится с заказом на "главного архитектора проекта".

Отбор по результатам интервью

На предыдущем этапе менеджер по персоналу определил круг кадровых агентств, с которыми есть смысл вести переговоры. Основная цель данного этапа - проверить всю информацию об агентствах, которую вы собрали. Встречайтесь с представителями агентств и не стесняйтесь задавать вопросы - в процессе подбора все имеет значение!

Как давно специалисты агентства закрыли вакансию, аналогичную вашей? Для какой компании? С каким результатом? Можно ли обратиться к той компании за рекомендациями? Сколько - приблизительно - стоят услуги агентства (о конкретной сумме поговорим потом)? Как давно работают консультанты? В какой форме будет представлено резюме кандидатов-финалистов (резюме кандидата "как есть", стандартизованное агентством резюме, стандартизованное резюме с дополнительной информацией о кандидате, собранной и проверенной агентством)? С какой периодичностью заказчик будет получать отчет о ходе выполнения заказа? Проверяет ли агентство рекомендации кандидатов-финалистов? Сколько заказов в работе у консультантов?

Если есть одинаковое видение вакансии, есть понимание, как именно агентство будет отбирать кандидатов - тогда это та самая компания, с которой стоит работать. Но расслабляться, тем не менее, рано: впереди один из самых важных этапов взаимодействия - передача описания позиции.

Начинаем работать

Известность, бренд кадрового агентства - это еще не гарантия выполнения заказа. Выбирая провайдера, мы обязательно выбираем конкретного консультанта, который будет вести проект - ему и следует передать детальное описание позиции.

Обратите внимание на детали описания позиции: для вас и для консультанта такое понятие, как, например, "активность" - не одно и то же. До тех пор, пока вы не обсудите, что конкретно каждый понимает под этим словом. Подавляющее большинство провальных заказов появляются потому, что консультант агентства что-то "недопонял", а менеджер по персоналу "недосказал". Еще одно условие успешного взаимодействия с агентством: больше общайтесь с консультантом, выполняющим заказ - именно он будет проводить интервью с кандидатами. Не получается контакт с консультантом - попросите его заменить. Смысл замены в том, что рекрутер, который не может "понять", что нужно компании, не выполнит заказ. В этом случае HR соблюдает не только свои интересы, но и интересы агентства, которое потеряет прибыль, если заказ провалится. Кстати, всю процедуру передачи описания позиции новому рекрутеру придется пройти заново.

Цена вопроса

Стоимость услуг кадрового агентства колеблется от одного до трех окладов в зависимости от должности кандидата. А также от того, кого конкретно HR-у требуется найти, много ли нужных компании кандидатов на рынке, легко ли их найти. Предоплата возможна, но только в тех случаях, когда менеджер по персоналу абсолютно доверяет агентству. Ведь ответственность перед руководством за потраченные средства несет HR, а не рекрутер.

Профессиональная этика

Честность и открытость позиций - залог успешных отношений между менеджером по персоналу и агентством. Каждый имеет право на своевременное получение важной информации о ходе выполнения заказа. И это право должно быть реализовано. Как говорится в тексте договора, "все взаимные претензии должны быть урегулированы путем переговоров". Консультант, как и всякий работник, нуждается в дополнительной, прежде всего, нематериальной мотивации. Один из таких мотивирующих факторов - хорошие отношения HR-а с консультантом.

Гарантии

В том случае, когда менеджер по персоналу и рекрутер с самого начала внимательно отнеслись к описанию позиции и методам поиска кандидата, если ход выполнения заказа контролировался HR-ом на каждом этапе, - риск того, что кандидат не подойдет, минимален. И, тем не менее, он существует. Если кандидат, который так успешно прошел все этапы отбора, тем не менее, покинул компанию, значит, на каком-то этапе была допущена ошибка. Просмотрите описание позиции: ошибка могла возникнуть еще до того, как было принято решение о работе с агентством. Стремитесь к тому, чтобы быть клиентом, с "которым приятно работать" - тогда и гарантии будут выполняться. Идеальный вариант, когда контактам с консультантом и ходу выполнения заказа уделяется достаточное количество времени - тогда, скорее всего, не понадобится заменять кандидата. Эффективная работа с кадровым агентством - это активно управляемый (прежде всего клиентом) процесс. Нужно следить за ходом выполнения заказа на каждой стадии, начиная от передачи описания позиции консультанту и заканчивая ходом проверки рекомендаций на кандидатов-финалистов. Нужно строить партнерские отношения с консультантом, чтобы в полном объеме получать информацию о ходе выполнения заказа и вовремя реагировать, если что-то пойдет не так. Работа с агентством - это тоже работа.

Журнал "Справочник по управлению персоналом", N1, 2006 год

Источник статьи

01.01.2006