A.S.Wellas

Rus | Eng | Deu

Горячая линия +7 (495) 743-30-59
Рейтинг@Mail.ru

Рассылка "We'll be OK"

По какому принципу искать партнера для стартапа?

Многие известные и успешные стартапы, такие как Google, Apple и Microsoft, запускались не одним человеком, а парой. Не все пары основателей продержались вместе и до сегодняшнего дня, но компании, созданные ими, процветают до сих пор. Значит ли это, что делать бизнес вместе с партнером – лучше, чем делать его одному? И если да, то как найти свою идеальную бизнес-пару?

Почему так часто успешные стартапы создаются в парах, и у истоков крупных компаний мы видим двух энтузиастов, одержимых общей идеей?

"Гуру менеджмента" Ицхак Адизес считает: "Есть такие люди, у которых получается находить решения, но не получается их реализовывать. А есть люди, у которых все наоборот. Поэтому для управления не нужно искать супер-лидера, вместо этого нужно создать управленческую команду".

В своей книге "Идеальный руководитель. Почему им нельзя стать и что из этого следует" он пишет о том, почему идеальный менеджер должен совмещать 4 управленческих стиля: производитель, администратор, предприниматель и интегратор. Но в действительности таких менеджеров не существует и существовать не может.

Возможно, именно из этого и проистекает стремление энтузиастов объединяться – из осознания своих слабых сторон и понимания, что эти стороны могут быть сильными у кого-то другого.

Западный опыт.

Основательница онлайновой торговой площадки современного искусства Cureeo Майда Форчун столкнулась с необходимостью найти партнера для запуска своего бизнеса, когда, поработав ассистентом венчурного капитала в Hyde Park Angels и OCA Ventures, заметила настороженное отношение инвесторов к одиночным игрокам, пишет портал Inc.

"Даже если вы сделаете очень хорошую презентацию своего проекта, все равно, первым вопросом, который инвесторы зададут, станет: «Кого вы собираетесь взять к себе в команду и когда»?", - делится Форчун.

Поэтому она решила искать партнера. Она рассмотрела своих сокурсников по программе МВА, но поняла, что они обладают теми же слабыми сторонами, что она сама. Она проинтервьюировала несколько человек, с которыми познакомилась на технологических тусовках, но безуспешно. Наконец, она решила воспользоваться онлайн-проектом Founder2be, который помогает предпринимателям найти пару для бизнеса. Там она нашла Абида Али, который и стал сооснователем Cureeo и занял пост технического директора компании.

Основываясь на своем опыте, Форчун дает несколько советов тем, кто ищет напарника. Необходимо сразу прописать все ожидания по поводу совместной работы. Сколько времени напарники должны тратить на работу над проектом? Когда они уволятся со своих нынешних работ и посвятят себя бизнесу?

Все подобные вопросы необходимо изложить на бумаге, и, несмотря на то, что она не будет иметь юридической силы, она очень полезна.

Другой важный момент: у всех людей разное отношение к риску. И если для одного человека приемлемо не получать зарплату в течение года, то для другого – в течение шести месяцев, причем уже через четыре он станет переживать о том, как ему заплатить по счетам.

"В бизнесе можно либо начать получать доход раньше, но он будет меньше, либо потерпеть и отсрочить получение денег, но в результате заработок будет больше. Обе схемы применимы практически к любому бизнесу, и предприниматель волен выбирать. Так вот, в этом вопросе между сооснователями могут быть большие разногласия, если у них разное отношение к риску", - предупреждает Форчун. Она полагает, что этот момент тоже стоит обговорить заранее.

И еще: помните о важности персональных черт каждого из партнеров при запуске своего бизнеса. В своем Чикагском инкубаторе Форчун и Али прошли личностный тест. Оба они знали, что являлись абсолютными противоположностями друг друга, но формальная оценка дала им отправную точку для обсуждения этих различий.

"Вы не хотите получить команду людей, которые подобны друг другу, потому что тогда вы получите шаблонное мышление, систематические ошибки и прочую подобную ерунду. Вы хотите команду людей, которые отличаются, и вы должны научиться взаимодействовать. Ничего не выйдет а) если вы не уважаете друг друга, б) если вы не можете говорить об этих вещах", - уверена Форчун.

Основы партнерства.

История создания известных стартапов показывает, что успешные примеры есть и при запуске стартапа "соло", и при работе "в дуэтах", говорит управляющий партнер тренинговой компании "Движение" Павел Николаев. "Нельзя сказать однозначно, что новый бизнес лучше запускать с партнером, чем в одиночку, поскольку обе схемы с примерно равной периодичностью приводят к успеху, - отмечает эксперт. - Но если все-таки делать бизнес с партнером, то партнерство должно осуществляться на основе солидерства. Один думает в плане долгосрочной перспективы, другой – краткосрочной, один отвечает за операционную деятельность, другой – за креатив, и так далее. Партнерство должно строиться по принципу взаимодополнения".

Если же предприниматель решается строить бизнес без партнера, то в любом случае, на выполнение части работы ему стоит найти людей, которые справятся с ней лучше него. Не стоит брать все на себя, иначе можно ожидать кризиса, предупреждает Павел Николаев.

Зоя Богданова, создатель проекта "Проактивность" сертифицированный коуч РС и член ICF, обращает внимание на то, что выбирая партнера в стартап, необходимо, прежде всего, ориентироваться на свои ближайшие цели. Если это запуск нового продукта, "то в команду стоит взять человека из смежных направлений или с похожей типологией/структурой продукта. И конечно обязательно специалиста по целевым аудиториям и местам обитания, специалиста-практика, желательно с зарубежным опытом запуска продукта или даже с опытом создания нового рынка сбыта".

Если ближайшей целью стоит выход в новый для себя регион, то в этом случае в команду стоит взять "местного партнера в команду, кроме всех прочих, обязательно сильного, успешного, известного, и даже возможно совершенно из другого бизнеса".

03.11.2013
Вернуться к списку новостей в Москве